Первый талисман чемпионата мира появился в Англии — на мундиале 1966 года. Маскотом (то есть спортивным символом мундиаля) стал львенок по имени Вилли, которого нарисовал известный британский художник Редж Хой (Reg Hoye), автор иллюстраций к книгам детской писательницы Энид Блайтон.
Однако это животное Хой выбрал в качестве символа вовсе не из-за геральдической связи с английским гербом. Все объяснялось проще — сына художника звали Лео. А имя ребенка с греческого и переводится как "лев". Вилли оказался достаточно популярным (во многом сказалась победа англичан на домашнем турнире). В результате художнику удалось заработать на своем персонаже почти 7 млн фунтов стерлингов. Позднее Хой стал еще и автором той самой эмблемы с красным дьяволом для "Манчестер Юнайтед".
В качестве талисмана на чемпионате мира в Мексике была выбрана работа молодого художника Фернандо Гонсалеза (Fernando Gonsalez). Образ представлял собой улыбающегося ребенка в традиционной для мексиканцев зеленой форме и сомбреро.
Талисман нарекли Хуанито — от самого распространенного в испаноязычных странах имени. В результате получился миловидный, открытый и, что главное, доброжелательный персонаж. Хуанито стал почти живым воплощением футбольной идеологии fair play. Так или иначе это отразилось и на поле — за весь мундиаль ни один игрок не получил красную карточку.
На мундиале 1974 года тоже решили использовать в качестве талисмана ребенка, причем не одного, а сразу двух. Их назвали Тип и Тап (или Тип и Топ), что отсылало к традиционной для Германии детской забаве, которая предваряла игру в дворовый футбол. Надпись WM на футболках означала Weltmeisterschaft, что в переводе с немецкого означает "чемпионат мира".
Сам образ двух мальчиков — низкого брюнета и высокого блондина — был создан еще в 1956 году. Его автор — графический дизайнер Хорст Шефер (Horst Schäfer). В рамках чемпионата этот талисман стал символизировать еще и Восточную и Западную Германию — разделенные Берлинской стеной, но объединенные мундиалем.
Маскотом чемпионата мира 1978 года в Аргентине тоже стал мальчик, которого нарекли Гаучито. Он был очень похож и на Типа с Тапом, и, в особенности, на мексиканского Хуанито. Образ талисмана отсылал к гаучо — представителям социального слоя в Аргентине, преимущественно занимавшегося сельским хозяйством. В начале прошлого века гаучо практически исчезли, смешавшись с переселенцами.
Талисман одели в бело-голубую аргентинскую форму, а также снабдили традиционной для гаучо шляпой, косынкой и маленькой плетью. Этот маскот принес успех домашней сборной — "альбиселесте" впервые в истории выиграли чемпионат мира.
Испанцы, принимавшие чемпионат мира в 1982 году, решили вернуться к идее абстрактного талисмана, однако выбрали для маскота не животное, а фрукт. Это решение выглядело логичным — страна (особенно автономия Валенсия) славится своими апельсинами.
Маскот так и назвали — Наранхито (что дословно с испанского переводится как "апельсинчик"). Федерация футбола Испании заработала на продаже атрибутики с изображением талисмана гигантскую сумму — почти полтора миллиарда евро.
Для того чтобы выбрать талисман мундиаля 1986 года, который снова проходил в Мексике, крупнейший латиноамериканский медиаконгломерат Televisa объявил масштабный конкурс. Были просмотрены миллионы работ. В результате организаторы остановились на маскоте по имени Пике — от испанского picante (этим словом обозначают специи и соусы). Талисман представлял собой традиционный перец халапеньо с большими черными усами и гигантским сомбреро на голове. Что интересно, имя победителя и другие варианты маскотов так и остались неизвестными для истории.
Талисман чемпионата мира в Италии оказался самым странным и абстрактным за всю историю. Человечек, состоящий из кубиков и раскрашенный в цвета национального флага, с первого взгляда вызывал лишь недоумение. Но идея создателя талисмана, графического дизайнера и художника Лучио Боскардина (Lucio Boscardin), была довольно глубока. Символ чемпионата мира должен был уйти от стереотипов и предрассудков об Италии и, кроме того, хорошо выглядеть на всех носителях, в том числе по телевизору. Название для символа чемпионата мира выбирали с помощью купонов тото. В итоге талисман получил имя Чао — самое часто употребимое слово для приветствия и прощания в Италии.
Разработкой талисмана для мундиаля в Соединенных Штатах занялась знаменитая студия Warner Brothers. Создатели Багза Банни и Даффи Дака не собирались развивать сюрреалистическое видение итальянцев. Поэтому они вернулись к идее маскота-животного и создали пса по имени Страйкер. Выбор животного иллюстраторы объяснили тем, что собака — это самое популярное в США домашнее животное. Одели талисман в классическую американскую форму — красного, белого и синего цветов.
Талисманом чемпионата мира во Франции стал галльский петух, символизирующий не только национальную сборную, но и страну. Команда дизайнеров во главе с художником Фабрисом Пиало (Fabrice Pialot) нарисовала персонажа в популярном во Франции стиле комиксов. Имя Футикс отсылало к серии графических историй про Астерикса и Обеликса. С этим маскотом французы стали чемпионами на домашнем мундиале. В финале "синие" обыграли бразильцев и первый (и пока последний раз) подняли над головой Кубок мира. А организаторы мундиаля заработали на талисмане рекордные 27 млн долларов.
Созданием талисманов занялось лондонское брендинговое агентство Interbrand. По задумке дизайнеров, все три маскота были абстрактными созданиями из энергии. Они представляли команду по атмоболу — вымышленному виду спорта, родственному футболу. Оранжевый Ато — тренер, а фиолетовый Каз и синий Ник — игроки. Но персонажи, призванные подчеркнуть высокотехнологичность принимающих чемпионат стран, получились оторванными от традиций и истории. Не спасло организаторов мундиаля ни сотрудничество с "Макдоналдсом", ни запуск мультфильма с участием маскотов.
На чемпионате 2006 года, который снова прошел в Германии, немцы опять решили сделать ставку на двух персонажей. На этот раз символами стали объемные герои-куклы — лев Голео VI и мяч Пилле. Имя Голео было образовано от слов goal и leo, а сам лев по легенде вырос в Африке, в Ботсване. Единственное, что было непонятно в этой истории, — это какое отношение Голео имеет к Германии. Не поняли этого и болельщики. В итоге продажи атрибутики с талисманами были настолько низкими, что привели к банкротству фирмы-производителя. Неофициальной заменой Голео на время мундиаля стал маскот сборной Германии — орленок Пауле.
Талисманом чемпионата мира в ЮАР стал леопард, придуманный жителем Кейптауна Андрисом Одендалом (Andries Odendaal). Имя персонажа — Закуми — появилось в результате слияния двух значений. Первые две буквы означают Zuid Africa ("Южная Африка"), а окончание — kumi в переводе со многих африканских языков (например, суахили) значит "десять". Леопарда раскрасили желтым и зеленым — цвета сборной ЮАР — и одели в футболку с надписью South Africa 2010.
Маскотом бразильского чемпионата мира 2014 года стал броненосец. По стилистике и внешнему виду талисман очень напоминал Закуми. Желтое туловище, синий панцирь и зеленые трусы представляли собой сочетание цветов бразильского флага, а пятна на его голове, как и у Закуми, были отсылкой к строению футбольного мяча. Имя Фулеко было выбрано в ходе голосования, в котором приняло участие свыше 1,7 млн человек. Оно образовано от слов futebol и ecologia. Таким образом экологи пытались обратить внимание на проблему вымирания трехпоясных броненосцев, обитающих на востоке Бразилии. Некоторая часть средств от продажи атрибутики пошла на спасение этого исчезающего животного.
Для выбора талисмана чемпионата мира организаторы решили провести масштабный конкурс. Из этих работ специальное жюри, в составе которого были звезды спорта и шоу-бизнеса (вратарь сборной России Игорь Акинфеев, режиссер Федор Бондарчук, певица Полина Гагарина и многие другие), выбрало трех финалистов — кота, тигра и волка. В итоге победил последний. Талисман был разработан студентом-дизайнером из Томска Екатериной Бочаровой. Волк в оранжевых спортивных очках и бело-сине-красной форме получил имя Забивака.
Тимур Фехретдинов